Навигация
Новости
Статьи и творчество
Литература
Мультимедиа
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Контакты
 




Международная Коалиция "За гуманизм!"



Алексей Елистратов

Кризис информационных технологий как следствие системного кризиса цивилизации


Доклад на VIII конференции Международной Коалиции "За гуманизм!"
Санкт-Петербург, 2 мая 2004 г.

Добрый день!

Сначала представлюсь. Меня зовут Алексей Елистратов. Я являюсь руководителем Гуманистического Союза Молодёжи. По образованию – математик, получил специализацию в области программирования и компьютерных сетей. Тема моего доклада в значительной мере определена моей профессиональной принадлежностью. А тот факт, что уже долгое время занят психической культурой и общественной деятельностью в гуманистическом ключе даёт мне возможность и основание гораздо шире смотреть на ситуацию в отрасли моих профессиональных интересов.

Возможно многие будут удивлены названием моего доклада. Неужели и в этой области тоже кризис? Ведь происходит стремительная информатизация общества, в том числе и у нас, в России. Появляется свободный доступ к информации посредством компьютерных сетей. Можно легко и быстро связываться с людьми, находящимися в разных концах мира...

Так где же кризис, в каких звеньях?

Надеюсь, в своём докладе мне удастся раскрыть его суть.

Определение терминов

Для начала, поскольку в зале не так много людей, занятых компьютерными технологиями, уточню основные термины, которыми буду пользоваться.

Информационная технология (ИТ) – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Современными программно-технологическими средствами информационных технологий являются компьютеры и прикладные программы к ним. В русской технической литературе давно приняты соответствующие термины.

Аппаратное обеспечение (АО), на жаргоне «железо», – это сами компьютеры и все их комплектующие, такие как процессоры, микросхемы памяти, жёсткие диски, всевозможные платы расширения и т.п.

Программа – данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации.

Под программным обеспечением (ПО) понимается комплексы программ, которые обеспечивают обработку или передачу данных, посредством ВМ и сетей на их основе. Примерами программного обеспечения являются широко распространенная коммерческая операционная система Windows, свободная операционная система Linux, а также многочисленные пакеты для офисной работы (наиболее известен MS Office), для работы с графикой, звуком, видео и т.д. Этот список можно продолжать очень долго.

Программное и аппаратное обеспечение – это два важнейших слагаемых информационных технологий.

Информационная культура – способность общества или человека эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Психическая культура – знания и опыт, позволяющие человеку заниматься самопознанием, самосовершенствованием и оптимально реализовывать свои способности.

Информационная система (ИС) – совокупность данных и информационных технологий, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Теперь об основных звеньях, составляющих любую современную информационную систему. – Это данные или информация, программное и аппаратное обеспечение, каналы связи, и… человек, в компьютерной терминологии – пользователь ИС.

Здесь надо сделать одно важное замечание. Характеристикам программного, аппаратного обеспечения, каналов связи в области ИТ придаётся очень большое значение. Человек же обычно предстаёт абстрактным пользователем, неким объектом о котором и сказать-то нечего, кроме разве что уровня его знаний и навыков в компьютерной области.

Наш, гуманистический подход – противоположный. А поэтому именно человек, как важнейшее звено ИТ, будет в центре внимания моего сообщения.

Культурный и социально-экономический анализ сферы ИТ

Влияние информационных технологий на современное общество сложно переоценить. Темпы миниатюризации компьютерной и телекоммуникационной техники просто потрясают. В самое ближайшее время будет пущено на поток производство миниатюрных интегрированных устройств, которые будут обладать всеми возможностями современных компьютеров и мобильных телефонов плюс возможность передачи видеоизображений, плюс высокоскоростной беспроводный доступ к компьютерным сетям (во всяком случае в крупных городах). Но многие ли люди смогут эффективно, с пользой для себя и общества воспользоваться этими техническими возможностями?..

Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим, что массово происходит сегодня, то есть каков средний пользователь.

Почему-то вместо того чтобы использовать широчайшие возможности компьютеров для образования, исследований, творчества, доступа к знаниям и совместной работы посредством компьютерных сетей, большинство помногу часов играют в безумные компьютерные игры, посещают в Интернете рекламно-развлекательные и порнографические сайтыi, ведут пустую болтовню в чатах.

Всё это происходит вследствие того, что развитие компьютерной индустрии (как впрочем, и любой другой в товарно-потребительском обществе) осуществляется практически без учёта современных знаний о человеке и духовного опыта человечества, а исключительно с целью выручки денег. Именно в связи с товарно-денежным характером производства колоссальные технические возможности зачастую оборачиваются во вред человеку либо растрачиваются на нечто совершенно ему бесполезное. Противоречие между истинными потребностями людей и желанием производителей зарабатывать любой ценой – основная причина кризиса как отрасли ИТ, так и всей товарно-потребительской цивилизации.

Далее я попробую более подробно разъяснить и снабдить примерами это основное положение.

Кризис информационных технологий

Действительно, индустрия производства компьютеров и прикладных программ сейчас одна из самых динамично развивающихся сфер производства в мире. На ней наживаются огромные деньги. Например, основатель суперкорпорации Microsoft, Билл Гейтс, до недавнего времени удерживал официальный титул самого богатого человека в мире. Казалось бы, такие благородные бизнесмены должны быть заинтересованы в том, чтобы люди лучше знали компьютеры, больше ими пользовались и, соответственно, больше у них покупали.

Так, да не совсем!

Давайте разберёмся какой же пользователь нужен акулам компьютерного бизнеса?

Прежде всего – ненасытный. Чтобы покупал всё новые, более мощные и современные компьютеры, программы, дополнительные подключаемые устройства и т.д. Важно отметить, что реальная вычислительная мощность современных персональных компьютеров уже давно превысила необходимую для подавляющего большинства распространённых задач. Например, для того, чтобы работать с текстами, таблицами, несложной графикой, выходить в Интернет достаточно компьютера производства 6-летней давности!

И как в такой ситуации сделать обычных людей со скромными потребностями ненасытными потребителями всяких технических новшеств?

Во-первых, рекламировать, то есть внушать, навязывать необходимость и престижность обладания всем новейшим. Так дело обстоит во всех сферах товарного производства. Во-вторых, и «прогресс» не стоит на месте. Огромное число умнейших людей тратит свои мозги только на то, чтобы придумать как загрузить сверхмощную технику на простых задачах (вроде офисных). Об играх я уже не говорю – здесь из «железа» выжимается всё до последнего. В результате происходит бешенная гонка всё новых и новых версий коммерческих программных пакетов, в которых сомнительные улучшения интерфейса, то есть внешнего вида и способа взаимодействия с программой (товарные качества) выставляются на первый план, а её функциональность и надёжность (потребительские качества) не меняются, а иногда даже страдают. При этом, как правило, возрастает ресурсоёмкость, то есть требования новые программные пакеты требуют всё более мощного «железа». – А это как раз то, что нужно производителям компьютерных комплектующих.

Очевидно, что между гигантами этих двух направлений компьютерной индустрии (программного и аппаратного) существует негласный сговор, суть которого в том, чтобы вынуждать людей покупать всё новые и новые компьютеры и программные пакеты.

Кризис компетентности

Снова замечу, что человек как таковой, его развитие и истинные потребности ни производителей, ни продавцов не интересует. В нашем либеральном обществе это вопрос исключительно личный. Товаропроизводители не обязаны заботиться о всестороннем гармоничном развитии человека, нет таких законов. Более того, уровень его компетентности и информационной культуры для извлечения из него максимального количества денег должен быть минимальным. То есть идеальный массовый потребитель должен владеть лишь азами компьютерной грамотности. Именно тогда его легко будет убедить в том, что для полного счастья ему не хватает только новейшего компьютера или последней версии какого-нибудь пакета программ, в котором, по заверению производителя, «небывалая мощь сочетается со столь же небывалой простой использования». На самом деле подавляющее большинство людей не используют даже 1/10 возможностей тех программ, с которыми работают. Но, с точки зрения индивидуализма, это их собственные проблемы. – Не умеют, значит либо глупы, либо ленивы – не хотят разбираться.

Ещё одна серьёзная издержка товарно-денежной ориентации производства ПОэто защита от несанкционированного копирования. Грубо говоря, это совокупность юридических и технических мер, направленных на то, чтобы потребители не могли использовать программы, не заплатив деньги производителю. Защита от копирования дополнительно серьёзно усложняет и установку и использование программ. А чем дальше, тем больше. Хотя квалифицированный программист вполне может её обойти. То есть в развитом информационном обществе с высоким уровнем информационной культуры защита программ от несанкционированного копирования абсурдна. Она тормозит развитие отрасли и сильно мешает людям осваивать ИТ. И здесь для производителей очевидно выгодна некомпетентность.

Таким образом, с какой стороны ни посмотри, приходим к тому, что гиганты, производящие компьютеры и программы к ним, способные вкладывать огромные деньги в рекламу и продвижение своей продукции, кровно заинтересованы в некомпетентности конечных пользователей. Ведь желая приобщиться к ИТ, они будут покупать самое последнее и дорогое — то, что широко разрекламировано.

Конкурентная борьба

Другая сторона этой медали. – Конкурентная борьба и её негативные последствия. Главные её слагаемые следующие.

Война стандартов. Для крупных производителей есть очень большая выгода в создании своих «фирменных» стандартов. Смысл в том, чтобы привязать потребителя-пользователя к своей продукции или к продукции некоего консорциума, разработавшего и поддерживающего данный стандарт. При этом чем богаче и крупнее компания или консорциум, тем более нагло они вынуждают потребителя, купившего у них некое устройство или программу покупать у них и всё остальное. Иначе, купленные у разных производителей товары, могут оказаться несовместимыми, а в наш век всеобщей интеграции это крайне неприятно.

Снабжение программ и устройств всё новыми и новыми функциями, зачастую ненужными и непонятными большинству, но зато умело рекламируемыми. Качество таких дополнительных функций, как правило, оставляет желать лучшего, а продажная цена может вырастать очень значительно. Следствием такого положения вещей является наличие огромного количества сходных по потребительским качествам программ, компонентов компьютеров, других сопряжённых устройств от разных производителей, но не совместимых, либо ограниченно совместимых друг с другом и другой продукцией.

Сейчас не выгодно производить и продавать простые и дешёвые компьютеры и программы, ведь тогда не будут покупать дорогие.

Формирование спроса на особые услуги и программы, путём создания глобальных проблем, либо дополнительного их раздувания и запугивания пользователей. К таким проблемам относятся “эпидемии” компьютерных вирусов, хакерские атаки через Интернет, шпионские программные модули и т.п. Соответственно “решают” такие проблемы антивирусные пакеты и файерволы (от англ. Fire wall – огненная стена) – программы, защищающие интернет-соединение. Здесь также нельзя исключать возможность сговора между производителями таких программ и “благородными” хакерами-кракерами, ведь в связи с их деятельностью спрос на соответствующие программы может резко возрастать...

Из всего перечисленного выше нетрудно сделать следующий вывод.

Кризис компетентности в области ИТ, как и в технике вообще, это прямое следствие заинтересованности производителей в потребительской некомпетентности и издержек конкурентной борьбы.

В результате мы имеем с одной стороны крайне низкий уровень информационной культуры (не говоря уже о психической культуре – её нет вообще). С другой же стороны – потрясающая сложность современных ИТ, которая является следствием, во-первых, наукоёмкости отрасли, во-вторых, погони за прибылью и конкуренции. И это противоречие неразрешимо в рамках нынешней модели общественного устройства!

Человек в индустрии ИТ

Теперь о Человеке. Какова его роль в индустрии ИТ и как они влияют на него?

Рассмотрим сначала психологический аспект взаимодействия человека с ИС. С точки зрения аутентизма, которой я привержен, любое субъект-объектное взаимодействие определено не только и не столько объектом, сколько субъектом. В нашем случае субъект – человек, объект – компьютер. То есть от того каков человек, каковы его опыт, знания, духовный мир в значительной мере зависит характер его взаимодействия с информационными системами!

Приведу анекдотический, но совершенно правдивый пример.

Отсутствие у пользователей информационной культуры и элементарной психической культуры порой делает компьютер в его восприятии настоящим монстром. И если с этим монстром и можно совладать, то только магическими средствами. Монстр, как правило, обладает своей злой волей. Обычно в ход пускаются разные бредовые объяснения почему «он чего-то не хочет» или «хочет», а также нелепые ритуалы, с целью задобрить этого таинственного и коварного «демона». Таким образом происходит возрождение мифологического сознания первобытного человека, но теперь уже на современной технической основе. Это смешно, но во многих случаях это так. Я сам неоднократно наблюдал похожие вещи, даже на примере достаточно умных людей.

Здесь очень уместно вспомнить то, что говорил Сергей Петрович Семёнов о неизбежной актуализации субъективного образа врага, дьявола в современном либеральном обществе.

Этот образ проецируется на информационные системы, то есть на компьютеры и Интернет. Проецируют своего внутреннего дьявола и создатели, и потребители. Например, одна из самых популярных служб современной Глобальной сети названа её отцами-основателями World Wide Web (WWW) , в переводе – «всемирная паутина».

Яркий пример засилья дьявольщины являют собой современные компьютерные игры. Их содержание определено господствующей идеологией – либерализмом. Драки, убийства, зловещие монстры и другая нечисть, эксплуатация низменных человеческих эмоций, в лучшем случае - пустые, ничего не дающие развитию человека, развлеченияii.

Думаю, что большинство присутствующих в зале даже не представляют истинных масштабов этой индустрии грёз. Компьютерные игры и Интернет становятся для определённого слоя подростков и молодёжи более реальными, чем окружающий нас Мир. Для них жизнь в этих чудовищных иллюзиях это и есть настоящая жизнь. Вся эта индустрия не только влияет на человека, а формирует его, извращает его человечность. Растущее «компьютерное поколение» может оказаться потерянным, их психика, сформированная в иллюзорной реальности, настолько искажена, что они могут оказаться неспособными понимать обычных людей. У них совершенно другой опыт…

Это опасное явление суть проявления общего механизма товарно-потребительского извращения человека. Как и в других областях, оно проявляется в запредельной эксплуатации отдельных потребностей, в извращении и уродовании потребностной сферы человека и активном внушении несуществующих потребностей.

Итак. Человек! – Вот «слабое звено» современных информационных технологий. Именно кризисом человечности и человекоориентированности цивилизации в целом и определён кризис всей индустрии ИТ.


Гуманистические перспективы

За неимением времени я не смогу сколь либо внятно рассказать о нашем видении роли и места ИТ в гуманистической трансформации человечества. Скажу только, что нам она представляется крайне важной. Без информационных технологий существование гуманистического общества не будет возможно. Именно поэтому в рамках Гуманистического союза молодёжи существует отделение гуманистических компьютерных технологий, в рамках которого ведётся исследовательская и образовательная деятельность. К сожалению, наши возможности ограничены, и мы очень заинтересованы в сотрудничестве со специалистами и организациями в этой области.

Сергей Петрович вчера призывал наполнять нашу организацию педагогами, психологами и психотерапевтами. Я же в свой черёд призываю привлекать к сотрудничеству гуманистически ориентированных технических специалистов, чтобы совместно с гуманитариями выстраивать новую парадигму гуманистического информационного общества будущего. И, более того, необходимо создавать основы соответствующей глобальной инфраструктуры.

Давайте вместе строить гуманистическое Будущее!




i По некоторым оценкам содержимое таких сайтов составляет около 80 % от содержимого всей глобальной сети.

ii Справедливости ради надо сказать, что в последнее время стали появляться развивающие и обучающие игры для детей. Существует ряд фирм, которые специализируются на этом. К сожалению, их мало, да и антураж таких игр опять же определён товарно-потребительским устройством отрасли. Так что зачастую они служат орудием формирования потребителей, а это противоречит полноценной человеческой самореализации.


Обсудить на форуме

 

Вернуться к началу