Навигация
Новости
Статьи и творчество
Литература
Мультимедиа
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Контакты
 




Международная Коалиция "За гуманизм!"



Мотивационный анализ. Обретение свободы

Мотивационный1 анализ (МА) — методика, с помощью которой человек может понять и осознать мотивы своей деятельности и особенности своей психической организации, сложившиеся в течении жизни. При этом формируется такое представление себя, что человек, опираясь на полученные знания, может сам или с помощью людей искушенных в МА, оптимизировать свою жизнь. Для большинства людей данная методика предполагает аналитика и анализируемого, здесь важно понимание между ними. А это возможно при наличии общей для них психологической концепции и способа получения и интерпретации необходимых сведений. Наиболее простой и широко распространённой версией МА является инициальная. Она рассчитана на решение наиболее распространённых психологических проблем, возникших из-за превратностей индивидуального развития. Её базовые понятия изложены в одноименной книге С.П. Семенова "Мотивационный анализ. Инициальная версия". Там же приведена примерная программа исследования и разобраны примеры.

На сегодняшний день существуют также врачебная (психотерапевтическая) и широкая версии МА. Врачебная версия нацелена на решение патологических задач, с которыми приходится иметь дело психотерапевтам. Широкая версия рассчитана на решение задач самопостижения, самосовершенствования, индивидуального развития. Из опыта работы в Студии психической культуры стало ясно, что полноценное освоение даже инициальной версии МА — задача достаточно сложная, так как требует не только освоения базовых понятий и "механики" метода, но и обязательного прохождения личного мотивационного анализа. В противном случае использование МА на практике серьезно ограниченно неосознанными психологическими проблемами аналитика.

МА и психотерапия

Следует отметить сходства и отличия МА от большинства видов психотерапии. По подходу к исследованию психики и своему масштабу МА напоминает широко известные в психотерапевтических кругах психоанализ З. Фрейда и аналитическую психологию К. Юнга. Но это сходство лишь внешнее. Мотивационный анализ, безусловно, впитал некоторые понятия и той и другой школы, но концептуальная его основа совершенно иная. В наиболее широкой версии МА является составной частью аутентизма, а это совершенно особая идеологическая система. Охват и детальность рассмотрения проблем в аутентизме (и, как следствие, в МА) намного основательнее, чем это необходимо в рамках традиционной психотерапии.

Цель психотерапии — восстановление личной целостности человека, т.е. переживания относительного благополучия, связанного с удовлетворением биологических и социальных потребностей или, другими словами, диагноза "практически здоров". Требуется это когда личностная целостность, по каким-либо причинам нарушена. МА — основная методика аутентикации и её цель — содействие достижению аутентичности, то есть состоянию как можно более полного соответствия самому себе. Приближение к состоянию аутентичности субъективно переживается как продвижение к высокому одухотворенному чувству гармонии. Обнаруживает оно себя по-разному в зависимости от того, с чем взаимодействует человек, и на основе каких из присущих ему способностей. Например, чувство гармонии, переживаемое по отношению к чему-либо совершенному, является чувством красоты. В общении с другим человеком — дружбой, любовью. В открытии природы того или иного явления — чувством истины. Однако МА вовсе не исключает психотерапии, так как без достижения личной целостности невозможно достижение гармонии.

Что может препятствовать ощущению личностной целостности

Основой для чувства личной целостности служит представление о самом себе ("образ Я"), которое формируется в течение всей жизни и определяется личной историей. Вследствие этого "образ Я (себя)" ограниченный. Преодоление этой ограниченности в плане коммуникативных2 состояний — необходимое условие для целостного восприятия себя.

Большинство подобных комплексов формируется в детстве. Ребенок развивается в оппозиции к родителям, т.е. взаимно-дополнительные роли (или коммуникативные плоскости) из которых взаимодействуют родители (например: ребенок-мать), становятся для него законом. Семейную ситуацию он воспроизводит в течение всей своей жизни: человек ищет и находит дополнительных к себе персонажей. Все новые осваиваемые им состояния окрашены цветами основной коммуникативной плоскости. Возможно ли выйти за пределы семейной ролевой схемы? Да, но для этого нужно осознать оба полюса коммуникативной пары как собственные психические образования (для обозначения таких образований в МА используется термин "тотъ"). А это означает необходимость побывать "в шкуре" дополнительных к себе персонажей. Иначе они "не отпустят", человек будет постоянно воспроизводить привычную ему ролевую раскладку.

Стать свободным!

Обычно, если человек осознает свою зажатость в одной из ролей, и не желает более отождествлять себя с нею, он старается вытеснить привычную роль (и соответствующее психологическое состояние), отождествляя себя с одной из дополнительных ролей. Но основная от этого никуда не девается. Навязываемое ею потребностное состояние продолжает звучать и если оно не находит выхода — подавляется, естественна агрессия и аутоагрессия. Избавиться от сложившихся в детстве стереотипов невозможно. Можно лишь, следуя им, преодолеть привязанность к ним и сформировать новые стереотипы. Так же, как освободиться от власти тела возможно, лишь полноценно удовлетворяя его нужды. От того, какие мы есть, никуда не деться. Относиться к этому и можно и следует спокойно. У человека разумного есть способность действовать, опираясь на сознание. Главное, осознавать реальное положение вещей, что с одной стороны, позволяет не давить в себе сложившиеся стереотипы, а с другой стороны — не идти у них на поводу. Осознавая себя, человек получает выбор — это и есть свобода. В окружающем для нас мире нет ни одной помехи для того, чтобы мы были свободны. И в изначальной нашей природе нет таких помех. Главная помеха — это сформировавшаяся в нас ролевая "машина", одними из основных "механизмов" которой являются гордость и аутоагрессия (страх, вина). Это совершенно естественные вещи, свойственные каждому человеку; важно, чтобы они не направляли наше поведение с неотвратимостью условного рефлекса. Если осознавать их как источник информации и как сигнал к саморазвитию в данном направлении, они становятся союзниками на пути к свободе. Т.е. появляется возможность не отождествлять себя со своими реакциями, но, делая свой сознательный выбор, принимать их к сведению.

Примечания

  1. Мотивы — то, что побуждает человека к какому-либо виду деятельности, то, что направляет активность в определенное русло.
  2. Каждый человек в общении с другими людьми стремиться быть таким, каким ему удобнее предстать перед ними, чтобы оптимально удовлетворить свои нужды. Этот образ определен требованиями социальной среды, способностью человека им соответствовать и множеством личных качеств. Коммуникативное состояние — это роль, маска. Ролей существует множество, основные из них соответствуют возрастным стадиям (ребенок, подросток, молодой, родитель, пожилой, старик). Как показывает опыт, большинство людей используют одну- две роли, далеко не всегда адекватных окружающей обстановке и реальному возрасту человека — это и есть ограниченность коммуникативных состояний.

Используемая литература.

  1. Д.В. Иванов "Психическая культура №1, 1991 г.", Статья "Заметки психолога", стр. 46-62.
  2. С.П. Семенов "Мотивационный анализ. Иинициальная версия"

Составители: Сергей Юферев, Алексей Елистратов

Обсудить на форуме

 

Вернуться к началу